Цель: обобщить представления детей о природе родного края.
Задачи:
Познание:
- Обобщить и расширить знания детей о природе Урала;
- Закрепить знания о пейзаже, его видах, показать созвучие пейзажа с поэзией и музыкой.
- Учить понимать и ценить красоту родной природы.
- Упражнять в различении деревьев по листве и плодам.
Художественное творчество:
- Помочь детям в овладении навыками работы над композицией с многоплановым изображением. Передача образа линией, силуэтом, решение красочной палитры, подмалёвка в «тёплой» и «холодной» гамме;
- Упражнять детей в освоении навыков работы пером и тушью по ткани;
- Формировать интерес к художественному искусству.
Коммуникация:
- Продолжать учить детей анализировать, делать выводы.
- Продолжать учить детей логично и грамотно излагать свои мысли.
- Развивать навыки работы с компьютером.
- Развивать монологическую речь.
- Воспитывать у детей интерес к природе Урала.
Здоровье. Физическая культура:
- Создать позитивный эмоциональный настрой.
- Учить сохранять правильную осанку в различных позах.
- Развивать мелкую моторику рук.
Социализация:
- Поддерживать веру ребёнка в свои возможности и собственные силы.
Словарная работа:
смешанный, лиственный, хвойный лес.
Материал: Пяльца, ткань, тушь, перо, акварель, кисть, салфетка, вода, иллюстрации уральских пейзажей.
Предварительная работа:
- просмотр фильма «Природа Южного Урала»
- презентация «Виды пейзажа»;
- экскурсии и прогулки в осенний лес;
- чтение стихов об Урале, на осеннюю тематику;
- д/и: «Составь пейзаж»;
- составление пейзажа на фланелеграфе;
- изображение осенних пейзажей в «тёплой» и «холодной» гамме;
- рисование пером и тушью на тему: «Как живут деревья», «Цвета осеней листвы», «Как деревья готовятся к зиме».
Орг. момент:
Чтоб занять свое место необходимо назвать правила поведения в компьютерном классе.
Ход:
- Ребята, вы любите путешествовать? А где вы уже бывали?
- Да вы уже успели попутешествовать по всему свету. А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие по родному краю.
- А как называется край, где мы живем? (Да, Урал).
- Хотите отправиться в путешествие по Уральскому краю?
Тогда вперед! Нас ждет вертолет. Летим! Посмотрите в иллюминатор!
(Слайдовая презентация).
"Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал.
Как девочки сосны большие сбегают с заснеженных скал.
В лугах на ковровых просторах среди плодоносных полей
Лежат голубые озера осколками древних морей ".
Мы пролетели над Уральскими горами.
- Что вы увидели во время полета? Какие природные богатства есть на Урале?
А теперь приземляемся. Садитесь удобно на стульчики, закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в нашем осеннем уральском лесу.
- Что вы здесь видите? (Деревья).
- Какой у нас на Урале лес? (смешанный, лиственный, хвойный лес).
Посмотрите, сколько разных деревьев растёт в нашем лесу. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы угадайте о каком дереве идёт речь?
Угадай, как звать наш дом?
Все расскажем мы о нем:
Он окрашен в белый цвет
И на ветках шишек нет,
А кудрявятся на нем
Листья мелкие кругом.
(береза)
- Какое это дерево?
Темной он покрыт корой,
Лист красивый и резной,
А на кончиках ветвей
Много, много желудей.
(дуб)
- По каким признакам можно определить дуб?
Загадка.
- Послушайте еще одну загадку.
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(сосна, ель)
- Как называется это дерево. Да, это сосна. Какое это дерево? Какие деревья называются хвойными? Хорошо! Молодцы!
- Какие деревья называют лиственными?
Итак, мы с вами повторили, какие деревья растут на Урале, что они бывают хвойными и лиственными.
А теперь я предлагаю изобразить дерево с помощью компьютера. Но сначала нам необходимо подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ветер листики считал».
Компьютерная игра «Альбом для рисования».
Мы долго трудились и нарисовали с помощью компьютера замечательные деревья. Но наши глазки немного устали поэтому пройдите на свои стульчики, для того чтобы сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Осенние листочки».
- Ребята, вы сейчас говорили об уральском пейзаже, играли, рисовали на компьютере.
- А что такое пейзаж? (ответы детей);
Сейчас вам на слайдах будут показаны виды пейзажа, вам нужно будет назвать каждый вид.
Физминутка (переход в изостудию).
чтение стихотворения «Живу я в глубине России...»;
- Что описывает автор в этом стихотворении? (ответы — уральский пейзаж);
- Какая бывает осень на Урале? (ранняя — тёплая.., поздняя — холодная...)
Ребята, сегодня вы будете заканчивать осенний уральский пейзаж дикой природы на ткани, фон вы выполнили, а сейчас будете рисовать пейзаж пером и тушью;
Давайте вспомним, как работать в этой технике;
Работа по схеме (рассказ ребёнка);
Ребята, возьмите каждый свою работу с изображением фона;
Правила работы с тушью (ответ ребёнка).
Творческая деятельность детей под музыку.
индивидуальный подход, напоминания, поощрения, подсказ.
Анализ.
Ребята, вы знаете, что пейзаж созвучен с поэзией, т.е., восприятие ваших картин можно сопровождать стихами. Послушайте стихотворение «Осень на опушке краски разводила...»;
- О какой осени говорится в этом стихотворении? (ранняя — тёплая);
Выходите те, кто изобразил раннюю осень (рассказ 1-2 детей о своей работе). Дети садятся.
Послушайте ещё одно стихотворение «Осень наступила , высохли цветы и глядят уныло голые кусты...»
- О какой осени говорится в этом стихотворении? (поздняя — холодная);
Выходите, кто изобразил холодную осень (рассказ 1-2 детей о своей работе);
- Как деревья готовятся к зиме? (ответ — сбрасывают листву). Дети садятся.
Итог.
- Что вам показалось наиболее интересным в нашем путешествии?
- В какой технике рисовали?
Спасибо вам, ребята, мне было очень интересно с вами беседовать, вы показали хорошие знания о пейзаже, его видах, рассказали об особенностях природы Урала и передали это в своих рисунках.
Наше путешествие по Уралу закончено.
(Остаются дежурные).