Задачи:
- обогащать и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Учить детей самостоятельно давать характеристику звукам.
- тренировать фонематический слух, совершенствовать звуковой анализ и синтез, придумывать слова с заданными слогами.
- закрепить правильный образ печатных букв алфавита, вычленять правильные буквы и прочитывать слова.
- составлять предложения по опорным словам, анализировать предложение.
- расширять словарь однокоренных слов.
- развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, мышление, память. Развивать творческие способности, воспитывать интерес к занятию, игре.
Оборудование:
Игровое поле с волчком для игры: «Что? Где? Когда?»; конверты с буквами, с заданиями от сказочных героев; магнитные буквы, разноцветные шарики с о слогами, картинки игрушек, домики по количеству слогов, карточки ( «перепутанные буквы»), фломастеры, медали.
Ход занятия:
На игровом поле лежат конверты с буквами. В середине поля волчок со стрелочкой.
Логопед: Внимание! Внимание! Сегодня в подготовительной группе проводится необычное занятие. Мы рады приветствовать вас на весенней встрече игры “Что? Где? Когда?”. Поприветствуйте пожалуйста наших знатоков!
Здравствуйте, уважаемые знатоки! Мы рады приветствовать вас на игре “Что? Где? Когда?”. Поздоровайтесь с нашими гостями. В игре принимает участие команда знатоков, капитан команды – _______________________. За каждый правильный ответ вы зарабатываете одно очко. В игре 6 раундов.
А для начала давайте настроимся на игру: возьмемся за руки, закроем глаза, почувствуем тепло друг друга и передадим уверенность в победе своим друзьям, глубоко вдохнем носом и плавно, медленно выдохнем ртом, глаза открываем.
Против знатоков играют сказочные герои, а какие сказочные герои – мы узнаем в ходе игры.
Начинаем 1-й раунд (крутится волчок)
Ребенок: Стрелка указывает на конверт с буквой «К»
Этот вопрос прислала таинственная незнакомка. Попробуйте отгадать, кто она.
Логопед: Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой играет против вас, посмотрите на картинку; кому принадлежит банка с вареньем?
Дети: Карлсону.
Карлсон: Уважаемые знатоки! Внимательно прослушайте слова, определите последний звук, отметьте букву на экране с помощью красной мозаики. Дайте характеристику звукам.
Слова:
- горох, пастух, лопух («Х» - согласный, твердый, глухой);
- кот, рот, бегемот
- песок, чайник, клубок
- трава, весна, халва
Дети слушают слова, определяют последний звук, отмечают мозаикой буквы, дают характеристику звуку.
Уважаемые знатоки! Внимательно прослушайте слова, определите последний звук. Дайте характеристику звукам.
Слова:
— комар, забор, топор ([р] — согласный, твердый, звонкий);
— носок, чайник, клубок ([к] — согласный, твердый, глухой);
— лиса, конфета, весна ([а] — гласный);
Знатоки успешно справились с заданием и счет становиться 1: 0
Начинаем 2-й раунд (крутится волчок)
Этот вопрос от иностранца - жителя другой страны. Он не понимает значения русских пословиц и поговорок. Ваша задача объяснить ему, почему так говорят.
Второй ребенок вращает волчок.
Ребенок: Стрелка указала на конверт с буквой «О»
Логопед: Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:
Бабушка девочку очень любила,
Красивую шапочку ей подарила, девочка имя забыла свое,
Ну, отгадайте, как звали ее?
Дети: Красная Шапочка.
Логопед: Красная Шапочка играет против знатоков.
Красная Шапочка: Уважаемые знатоки! В азбуке произошла путаница. Буквы не могут разобраться, какие из них гласные, какие согласные.
Игра «Чудесный мешочек». (Дети по очереди суют руку в мешочек и на ощупь угадывают букву)
Знатоки справились с заданием, и счет становится 2:0
Начинаем 3-й раунд (крутится волчок)
Внимание! Черный ящик! Команда должна догадаться, какой предмет лежит в черном ящике по его описанию.
Дети подходят к игровому полю, третий ребенок вращает волчок.
Ребенок: Стрелка указала на конверт с буквой «Л»
Логопед: Внимательно прослушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задание.
Звучит запись из мультфильма «Вини-Пух и все, все, все», голос Пятачка: «А где мой воздушный шарик?»
Против знатоков играет Пятачок.
Пятачок: Уважаемые знатоки! Как вы поняли, я очень люблю воздушные шарики. На моих воздушных шариках написаны слоги. Прочитайте слоги. Прочитайте слоги и составьте слова.
Дети подходят к столу, читают слоги, составляют слова. МА-К, КИ-СА, УТ-КИ, ЗУ-БЫ…(по уровню развития)
Знатоки успешно выполнили задание Пятачка. Счет становится 3:0
Вы наверно немного устали? И чтобы отдохнуть, я ставлю речевую паузу. Возьмите листочки в кармашках и выходите в круг.
Начинаем 4-й раунд (крутится волчок)
Это блиц. Значит, команде не дается времени на обсуждение. На вопросы нужно отвечать сразу.
Ранняя осень (а наоборот) – поздняя осень;
Пасмурный день – солнечный день;
Мокрый асфальт – сухой асфальт;
Длинный день – короткий день;
Теплый денек – холодный денек;
Четвертый ребенок вращает волчок.
Ребенок. Конверт с буквой «А»
Логопед. Посмотрите на картинку – что это?
Дети. Туфельки.
Логопед. Кому они принадлежат?
Дети. Золушке
Логопед. Золушка против знатоков.
Золушка. Уважаемые знатоки! Я очень люблю домашних животных. Но не знаю, в какие домики их поселить. Попробуйте по количеству слогов расселить животных по домикам.
Уважаемые знатоки. Помогите мне навести порядок,
разложите картинки по корзинкам:
Картинки, в названии которых 1 слог, в первую корзинку; во вторую - картинки, в названии которых два слога; в третью - .. .три слога; в четвертую - картинки, в названии которых четыре слога.
Дети раскладывают картинки по корзинкам.
Ребенок выходит, выбирает картинку, определяет количество слогов и заселяет животного в домик. (по уровню развития)
Против знатоков играет пятачок.
-Уважаемые знатоки. Как вы поняли я, очень люблю воздушные шарики. На моих воздушных шариках написаны слоги. Прочитайте слоги и составьте из них слова на тему зима.
-Молодцы справились с заданием, и счет становится …3:0
Против знатоков играет Золушка.
Уважаемые знатоки, я хотела узнать знаете ли вы стихи, пословицы, или загадки о зиме. - (Дети отвечают). Молодцы я считаю, что вы справились с заданием и счет становится …4:0 в пользу знатоков.
Начинаем 5-й раунд (крутится волчок)
Внимание! Видео-вопрос! (на экране появляется еж и задает вопрос)
“Здравствуйте, ребята! Я надеюсь вы меня узнали?!
Знатоки справились с заданием. Счет становится 4:0 логопед. Остается последний конверт с буквой «Ш» отгадайте загадку и узнайте, кто из героев играет против вас.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
Дети. Буратино.
Буратино. На ваших карточках буквы. Внимательно рассмотрите их. Зачеркните неправильные. Впишите в клеточки по порядку только правильные буквы. Прочитайте слова. Придумайте предложение по схеме.(по уровню развития)
Дети. Мама купила красивую вазу….
Логопед. Трудное задание, но знатоки не сдаются. Выполнили задание. Счет становится 5:0 в пользу знатоков. На вашем поле остается музыкальная пауза
Логоритмика («Улыбка»)
Логопед. На наших конвертах буквы. Постарайтесь расшифровать слово сказочных героев. Какое слово, догадались?
Дети расставляют конверты. Складывается слово ШКОЛА.
Впереди вас ждет….
Дети. Школа.
Логопед. И вы, знатоки, будущие…
Дети. Школьники.
Логопед и для школы необходимы школьные принадлежности. А пока мы еще…
Дети. Дошкольники.
Логопед. Слова: школа, школьники, школьные, дошкольные - слова-родственники, оно, как одна семья, живут в ладошке.
Проговаривают слова, загибая пальчики.
Вручаю медали знатокам и предлагаю отдохнуть под музыку.
Ребята, вот и закончилась наша осенняя встреча на игре “Что? Где? Когда?” со счетом 6:0 в вашу пользу. Молодцы! Мы вас поздравляем!
Знатоки, а что вам сегодня больше всего запомнилось на игре?
Вам понравилось быть знатоками?
Я вам говорила, что орешки волшебные, теперь возьмите каждый по одному, откройте и узнаете какой сюрприз вас ждал! Спасибо вам за интересную игру, а мы с вами встретимся на игре в следующем сезоне